Показания к обращению
К детскому психологу рекомендуется обращаться при появлении первых признаков изменений в эмоциональном состоянии и поведении ребенка.
В каких ситуациях рекомендуется посетить специалиста:
- ребенок замкнут и застенчив, постоянно испытывает стресс;
- ребенок не может привыкнуть к новому окружению, не находит контакт со сверстниками;
- ребенок чрезмерно активный, его успеваемость ухудшается;
- ребенок не может найти общий язык с родителями, не слушается;
- ребенок слишком тревожный, у него есть страхи темноты, одиночества, выдуманных персонажей и т.д.;
- ребенок ведет себя агрессивно, он вспыльчивый и жестокий;
- ребенок не справляется со своими эмоциями, часто капризничает;
- ребенок нуждается в реабилитации после болезни, стресса, пережитой трагедии.
При наличии признаков неврологических нарушений, проблем с речью, нарушений развития психолог может порекомендовать обратиться дополнительно к другим профильным специалистам.
Методы терапии и направления деятельности
План лечения разрабатывается индивидуально для каждого клиента. Специалист предварительно налаживает контакт с ребенком и его родителями, после чего проводит диагностику. Ее результаты дают возможность установить все проблемы, в том числе скрытые.
На первичном приеме специалист определяет, какие проблемы нужно решить и сколько сеансов следует провести. Психологи нашей клиники используют современные методики, которые позволяют устранить большинство проблем и внутренних конфликтов.
При отсутствии психических расстройств периодические сеансы с психологом помогут решить сложные психологические проблемы. Наилучший результат можно получить, если родители приложат усилия для помощи своим детям.
Консультация родителей ребенка
Работа психолога начинается с беседы со взрослыми. В разговоре он собирает информацию о ребенке, узнает об особенностях поведения. Для составления эффективного плана терапии важно, чтобы взрослые честно рассказали о ситуации в семье. Это поможет понять, в какой среде растет ребенок.
После этого проводится диагностика с ребенком. В зависимости от возраста клиента и его особенностей используются разные методы. Если ребенок пока не разговаривает, применяются техники рисунка, игровой метод, песочная терапия.
С детьми, которые могут поддержать беседу, психолог разговаривает, обсуждает их проблемы наедине, без присутствия родителей. Это нужно, чтобы пациенту было проще раскрыться и он смог побороть стеснение.
Индивидуальные занятия с ребенком
Какие методики применяются на индивидуальных занятиях:
- Игровая терапия. Методика направлена на выявление проблем, о которых ребенок не может сообщить в силу возраста и отсутствия вербальных навыков. Специалист во время наблюдения устанавливает, какую роль в игре отводит себе ребенок, оценивает степень вмешательства родителей. Способ направлен на выявление бессознательных проблем ребенка. При необходимости психолог вмешивается в игру и своим участием направляет к позитивному решению ситуаций в игровой форме.
- Арт-терапия. Предполагает использование творчества для коррекции психических процессов на уровне подсознания. При применении такого метода эмоции отражаются в творчестве и ребенок без слов может отразить свое отношение к беспокоящим ситуациям, семье.
- Музыкотерапия. Для коррекции психического состояния применяются звуки и музыка. Это может быть прослушивание разных композиций или игра на инструментах, танцы и пение.
- Песочная терапия. Направлена на создание образов на специальном подносе с песком.
- Сказкотерапия. Представляет собой чтение или создание сказок, персонажей которых дети проецируют на себя. Персонажи рассказов борются с трудностями, которые часто испытывает ребенок. В игровой форме ребенок ищет пути решения из сложных ситуаций.
- Когнитивно-поведенческая терапия. Чаще всего используется для работы с подростками. Ее задачей является обучение контролировать эмоции и переоценивать различные ситуации, рассматривать их всесторонне.
Групповые занятия с детьми
Арт-терапия и телесно-ориентированная психотерапия может проводиться в группе. Занятия в коллективе направлены на установление дружеских отношений со сверстниками. Ребенок начинает внимательно относиться к собственным и посторонним границам.
Выполнение упражнений телесно-ориентированной направленности позволяет устранить телесные зажимы и блоки. На занятиях в группе ребенку проще снять эмоциональное напряжение. В спокойной обстановке дети удовлетворяют свои потребности в игре и общении.
Такие занятия учат детей самовыражаться и показывать свои чувства. Регулярное посещение сеансов позволяет сформировать эмоциональный интеллект – ребенок учится распознавать свои и чужие эмоции, говорить о них. Он сможет стать чутким к своим и чужим чувствам, что поможет ему выстраивать конструктивные отношения в обществе. Групповые занятия способствуют адаптации к новым условиям среды и учат ребенка распознавать свои внутренние желания.
Психодиагностика детско-родительских отношений
Для диагностики отношений в семье и выявления проблем психолог использует такие способы:
- опросник для родителей, чтобы провести анализ семейного воспитания и причины нарушений;
- опросник родителей для оценки, на каких основаниях строится их отношение к ребенку;
- тест для оценки, сколько внимания уделяют родители своим детям;
- опросник родительского отношения для выявления, как родители общаются с ребенком и какие поведенческие стереотипы используют;
- тест для оценки стиля воспитания;
- шкала общения для понимания состояния ребенка в настоящее время и анализа, как общаются с ним дома, что он при этом чувствует.
Коррекционные занятия с ребенком
Целью коррекционных занятий является расширение представлений об окружающем мире и увеличение кругозора. При необходимости специалист корректирует высшие психические функции, такие как память и внимание, мышление.
Основные задачи:
- развитие навыка сравнивать и проводить анализ;
- обучение ребенка делать простейшие выводы;
- развитие и исправление недостатков в эмоционально-волевой сфере;
- обеспечение условий для социальной адаптации.
На занятиях проводятся развивающие игры с использованием элементов телесно-ориентированной психотехники. Дети выполняют упражнения для релаксации, развития моторики и психомоторного развития.
Профориентационные мероприятия
Обратиться к психологу требуется, если подросток не может выбрать профессию или хочет убедиться в правильности своего решения. Специалист оценивает выбор подростка с учетом личностных и волевых качеств, интересов, результатов тестирования.
На какие вопросы помогает ответить психолог:
- Как выбрать направление?
- Как развить свои способности?
- Что делать, если родители не оценили мой выбор профессии?
- Как достичь поставленной цели?
- Как грамотно использовать свои положительные качества?
- Что делать, если мой выбор окажется неправильным?
По итогам беседы участник получает индивидуальные рекомендации, где указаны его возможности и ресурсы, на которые ему стоит обратить внимание.
Профориентацию рекомендуется проводить после 14 лет – именно в этом возрасте подростки начинают задумываться о профессии и строить планы на будущее.