Когда нужна помощь клинического психолога
Помощь клинического психолога необходима, когда у пациента имеются:
- начальные симптомы депрессии (апатия, уныние, отсутствие сил и энергии, тревожность);
- психосоматические нарушения (головная боль после стресса, проблемы с пищеварением, тошнота, рвота на фоне сильного волнения и т. д);
- панические атаки, приступы тревожности;
- проблемы со сном (бессонница или повышенная сонливость);
- разногласия с партнером по поводу интимной жизни (проблемы с либидо, отсутствие оргазмов);
- проблемы в семье (конфликты детей и родителей, непонимание со стороны старшего поколения).
Клиентами клинических психологов могут быть и родственники тяжелобольных людей, женщины, переживающие сложную беременность или близкие пациентов онкологических центров. При работе с такими людьми задача клинического психолога — придать уверенности, вселить надежду, усилить стойкость, избавить от тревожности и суицидальных мыслей.
Методы работы клинического психолога зависят от начального состояния человека и его запроса. Эти специалисты редко назначают лекарственную терапию. В основном, клинический психолог воздействует с помощью различных психотерапевтических методов, среди которых:
- беседа;
- семейная терапия;
- арт-терапия;
- гештальт-терапия и т. д.
Но, если клинический психолог выявил симптомы серьезных психических отклонений, он обязан выписать направление к врачу психиатру или психотерапевту. По показаниям может быть назначена консультация узкопрофильного специалиста (кардиолог, эндокринолог, невролог и т. д.).
Методы работы
Основные приемы клинического психолога — беседа, наблюдение, психологический эксперимент. Они всегда используются в связке, дополняют друг друга и почти никогда не применяются по отдельности.
Беседа. Этот метод особенно важен на первом приеме. Специалист клиники готовится к беседе заранее, а для этого:
- изучает историю болезни;
- оценивает степень выраженности психосоматики (головные боли, тошнота, панические атаки после важных мероприятий);
- выясняет, обращался ли человек ранее к специалистам, к каким, какие проходил обследования, было ли назначено лечение и какие были результаты.
Подготовка дает возможность правильно выстроить диалог с клиентом, понять, как он сам относится к ситуации. Непосредственно во время беседы клинический психолог определяет степень общительности человека, уровень самокритичности, самооценку, осознанность, отношение к жизни и к своему состоянию.
Наблюдение. Основной метод работы. Специалист клиники применяет его постоянно, на каждом приеме. Наблюдение дает возможность отследить эмоциональные и поведенческие реакции человека на вопросы психолога, уровень самоконтроля и сдержанности, степень отвлекаемости, реакцию на внешние раздражители
Психологический эксперимент. Психолог во время сеанса искусственно создает ситуации, которые клиент проживает в реальности. В ходе эксперимента, психолог анализирует реакции человека, сопоставляет информацию с результатами беседы и наблюдения. Это позволяет сделать выводы о его текущем состоянии, психике, подобрать подходящий план коррекции и программу психотерапии.
Кроме описанных методов психолог проводит разные виды тестирования, заполняет опросники, применяет биографический или анамнестический метод. Выбор методов диагностики и психологической коррекции зависит от текущего состояния клиента, выраженности симптомов, индивидуальных особенностей личности.
Как проходит консультация
Работа клиентов со специалистами нашей клиники строится по следующему алгоритму:
- Запись на консультацию. Мы назначаем первичный прием по предварительной записи. Это может быть встреча на территории клиники или онлайн-консультация с использованием видеосвязи. Клиент выбирает удобную дату и время, оставляет контакты для связи.
- Ознакомительная беседа. Клинический психолог на первом приеме задает общие вопросы для установления контакта. Это необходимо, чтобы вызвать доверие, расположить человека, адаптировать к предстоящей работе. Этап длится около 15-20 минут.
- Определение конечного запроса. На этом этапе важно четко определить, с какой целью клиент пришел на прием, какие задачи он хочет решить, в чем видит проблему и какого результата ожидает. Это очень важный этап, так как часто случается, что человек приходит с одной проблемой, но выясняется что она второстепенна, или является следствием другой. На приеме психолог задает вопросы, которые помогают клиенту четко сформулировать его запрос, понять, каких результатов он желает получить и как поймет, что добился желаемого. В среднем на это уходит 20-30 минут.
- Завершающий этап. Человек подробно рассказывает о своей проблеме, описывает чувства и эмоции. Психолог слушает клиента, оценивает его эмоциональное состояние, отслеживает реакции, задает уточняющие вопросы, помогает сформулировать первые варианты выхода из сложившейся ситуации. По итогам встречи, психолог предлагает методы работы над собой, варианты психотерапии, которые помогут решить проблемы, назначает дату следующего приема. Количество сеансов зависит от запроса и текущего состояния человека.
Если в ходе работы психолог заметил сопутствующие проблемы со здоровьем, он выписывает направление к узкопрофильным специалистам (невролог, психиатр, эндокринолог и т. д.).